Наша цель – подготовка IT-экспертов,
обладающих уникальным сочетанием
теоретических и практических навыков
В.А. Сухомлин,
профессор, д.т.н., руководитель ВКШ

Статья профессора МГУ В. Сухомлина ("Открытые системы" март 2004 г.)

 

Концепция и принципы разработки образовательных профессиональных программ дополнительного ИТ-образования

 

Проф. В. Сухомлин
(www.sukhomlin.ru)
 

Аннотация

Рассмотрены концепция и принципы разработки программ дополнительного ИТ-образования на дополнительную квалификацию. Показано, что данный вид образовательной деятельности дает возможность осуществлять комплексное обучение ИТ-профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации, позволяя готовить востребованных в индустрии и бизнесе профессионалов-экспертов по конкретным направлениям ИТ. Определены квалификационные характеристики выпускников программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию, названную в тексте технолог ИТ. Обосновывается перспективность интеграция усилий учреждений высшей школы (университетов и вузов) с индустриальными специализированными учебными центрами для разработки и реализации совместных или дуальных учебных программ дополнительного образования.

1. Нормативная основа

Приказом по Министерству образования РФ N 4175 от 29.11.2002 создано новое направление подготовки бакалавров и магистров 511900 «Информационные технологии» [1-3]. Как показывает опыт, дополнительное образование -- важная составляющая ИТ-образования в целом [4-6]. Его основными целями являются освоение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации, связанной с деятельностью в области ИТ, а также повышение существующей квалификации.

Дополнительное профессиональное образование многообразно по своим формам, особенно в сфере повышения квалификации. Дополнительные образовательные программы могут осуществляться с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы. Они могут осваиваться параллельно с основными образовательными программами по направлениям или специальностям высшего профессионального образования. Наиболее емкими по объему учебных часов программами дополнительного образования считаются программы обучения для получения дополнительной квалификации и освоения нового вида профессиональной деятельности [7]. При этом обучение на дополнительную квалификацию характеризуется не только большим объемом учебных часов и, как следствие, длительным учебным циклом (обычно двухгодовым) и, но и тем, что в результате успешного освоения соответствующих учебных программ выпускники получают диплом государственного образца. Поэтому данный вид образования и представляет основной интерес с точки зрения разработки учебно-нормативных материалов, регламентирующих соответствующую образовательную деятельность.

В соответствии с требованиями Минвуза [7] нормативный объем профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов аудиторных занятий (с учетом объема часов самостоятельной работы - около 2000), а нормативный объем профессиональной переподготовки для освоения нового вида профессиональной деятельности не менее 500 аудиторных часов. Это делает обучение на дополнительную квалификацию перспективным для подготовки высокопрофессиональных ИТ-кадров, востребованных на практике. Необходимым условием присвоения дополнительной квалификации является наличие диплома о высшем образовании по специальности или направлению, указанных в качестве допустимых в каждой программе дополнительного образования. Например, дополнительная квалификация «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» может присуждаться лицам, имеющим высшее профессиональное образование по следующим направлениям и специальностям: 010000 – Естественнонаучные специальности; 510000 – Естественные науки и математика; 060000 - Специальности экономики и управления; 350000 – Междисциплинарные специальности; 654600 – Информатика и вычислительная техника; 550000 – Технические науки; 650000 - Техника и технологии.

Сегодня в области дополнительного образования делаются только первые шаги и имеется только предварительный Перечень программ дополнительного образования по направлению ИТ, составленный Минвузом [7], включающий следующие программы:

1.1. «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)».
1.2. «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно- программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)».
1.3. «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий».
1.4. «Менеджер наукоемких технологий»

Представляется чрезвычайно важным с самого начала становления этой образовательной деятельности четко определить ее цели и задачи, квалификационные требования к выпускникам дополнительных образовательных программ, гарантирующий определенный уровень подготовки.

 

2. Субъекты программ дополнительного образования

Обучение на дополнительную квалификацию, как правило, характеризуется профильно-ориентированной подготовкой на основе весьма объемной учебной нагрузки. Это дает возможность реализовывать программы профессиональной подготовки, отвечающие высоким профессиональным требованиям. Такая возможность обеспечивается следующим.

Во-первых, дополнительное образование на дополнительную квалификацию реализуется для контингента, уже имеющего высшее образование или завершающего параллельно обучение по основной образовательной программе высшего образования, т.е., как правило, имеющего подготовку по естественнонаучным, техническим дисциплинам и математике, что позволяет преподавать ИТ-дисциплины на достаточно высоком уровне.

Во-вторых, объем часов учебных программ такого вида обучения дает возможность реализовывать комплексную и одновременно профилированную подготовку слушателей для высокопрофессиональной деятельности в области ИТ.

В третьих, слушатели программ дополнительной подготовки обычно обладают серьезной мотивацией для обучения, а также некоторым опытом деятельности в интересующей их области ИТ.

Таким образом, данный вид дополнительного образования, наряду с магистерским обучением, позволяет осуществлять комплексное обучение профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации (например, сетевые технологии, системное администрирование, технологии мультимедиа и пр.). В отличие от магистерской подготовки, в которой значительное внимание уделяется научной работе и подготовке научных ИТ-кадров, программы образования на дополнительную квалификацию предназначены в первую очередь для подготовки ИТ-экспертов, способных эффективно решать сложные задачи производственного характера.

Важным достоинством дополнительного ИТ-образования является его высокая чувствительность и адаптивность к текущим потребностям в профессиональных кадрах со стороны индустрии и бизнеса. Поэтому программы дополнительного образования могут представлять собой более широкий спектр по сравнению с более консервативными программами магистерского образования.
Учитывая предназначение и характер применения выпускников программ обучения на дополнительную квалификацию, саму квалификацию можно было бы ассоциировать с понятием «технолога ИТ» - профессионала по конкретному классу технологий, способного решать в этой области сложные производственные задачи.

Введение в государственный реестр специальностей квалификации «технолог ИТ» представлялось бы естественным отражением реалий, сложившихся в практике кадрового обеспечения ИТ-специалистами компаний и организаций. По сути, в индустрии и бизнесе, да и в исследовательских проектах, нужны именно профессионалы-технологи ИТ, обладающие экспертными знаниями и умениями по конкретным направлениям ИТ. А из какого сорта бакалавров, специалистов, магистров куются эти эксперты своего дела, как правило, не столь существенно. Введение квалификации технолога ИТ также с облегчением было бы воспринято техническими университетами, которые фактически не поддерживают развитие данного вида дополнительного образования, опасаясь, что оно может претендовать на подготовку кадров для занятия инженерных должностей на предприятиях, минуя и, тем самым, дискредитируя, подготовку специалистов на квалификацию инженера по пяти-шестилетним вузовским программам. Такие опасения происходят из-за автоматического отождествления квалификации инженера-выпускника вуза с должностью инженера в организациях.

Инженерное образование одно из наиболее мощных в российской системе высшего образования, дающее обширные знания выпускникам по математике, физике, химии, многим инженерным дисциплинам общего и специального характера. Однако, очевидно, что выпускник вуза, пусть даже с инженерным дипломом, не может претендовать на роль эксперта по ИТ, востребованного в индустрии и бизнесе. Возможно, полученной образовательной базы ему будет достаточно для самообразования, но в большинстве случаев, чтобы претендовать на роль эксперта по ИТ, выпускнику вуза потребуется более специализированное обучение по одной из магистерской программ или программ дополнительного образования, в частности, программ на дополнительную квалификацию.

Наиболее подходящим названием для такой дополнительной квалификации было бы понятие «технолога ИТ» или «технолог ИТ конкретного направления» (например, «технолог по системному администрированию», «технолог по безопасности компьютерных сетей»).

Анализ имеющихся программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию [7] показывает ряд их недостатков:

2.1 отсутствие четко определенных квалификационных требований к выпускникам этих программ;
2.2 отсутствие курсов для формирования базовых знаний в области ИТ в соответствии с рекомендациями СС2001 (прежде всего, по таким дисциплинам, как, например, дискретные структуры, основы современных языков программирования, архитектура компьютеров и основы операционных систем, основы баз данных и компьютерных сетей), которыми, как правило, слушатели программ дополнительного образования не обладают;
2.3 отсутствие системного подхода к изучению ИТ в целом, в частности, отсутствие курса, изучающего систему стандартов в ИТ, глобальные концепции развития ИТ, фундаментальные модели, языки и методы системы стандартов;
2.4 упрощенный уровень изучения отдельных дисциплин, во многом из-за перечисленных недостатков – недостаточной базовой подготовки, отсутствия знаний по системе стандартов ИТ;
2.5 недостаточный почасовой объем конкретных рабочих программ (существенно менее 1000 аудиторных часов), а также практикуемый перезачет необоснованно большого количества часов по программированию, пройденных по основной образовательной программы, часто не соответствующих современным требованиям к базовым знаниям ИТ-профессионалов;
2.6 заниженные требования к выпускной работе;
2.7 отсутствие целостности между программами дополнительного образования.

Все эти недостатки снижают эффективность, а в итоге, и престижность дополнительного ИТ-образования, что еще раз подтверждает актуальность введения квалификации «технолог ИТ» и создания соответствующей нормативной базы для разработки программ дополнительного образования на единой методической основе.

 

3. Квалификационная характеристика выпускника программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию (технолога ИТ)

Как отмечалось выше, в части обучения современным информационным технологиям образовательные программы дополнительного (на дополнительную квалификацию) и магистерского видов обучения сопоставимы в профилирующей части программ. Основное различие этих двух видов обучения состоит в том, что важной задачей магистратуры является подготовка научных кадров, дополнительное же образование в большей степени развернуто на решение кадровых задач для бизнеса и индустрии. Поэтому квалификационная характеристика выпускников дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию (технологов ИТ) по существу выводится из характеристики, соответствующей магистрам ИТ, посредством изъятия из этого списка аспектов, относящихся к научной деятельности. Итоговые квалификационные характеристики выпускников дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию (объекты и виды профессиональной деятельности) представлены ниже.

3.1. Объекты профессиональной деятельности технолога ИТ

Объектами профессиональной деятельности выпускников дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию (технологов ИТ) являются:

  • информационные технологии (ИТ), реализованные в виде систем, продуктов и сервисов ИТ, как, например: информационно-вычислительные сети, компьютерные системы, информационные системы, базы данных, информационные содержания (контенты), электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
  • стандарты, профили, открытые спецификации ИТ, определяющие функциональные возможности, динамику поведения, протоколы взаимодействия, а также другие технические характеристики систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • языки программирования, языки описания информационных ресурсов, языки спецификаций, а также инструментальные средства проектирования и создания систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • документация на системы, продукты и сервисы ИТ;
  • средства администрирования и управления безопасностью ИТ;
  • проекты по созданию и внедрению ИТ, соответствующая проектная документация;
  • стандарты, процедуры и средства поддержки управления жизненным циклом ИТ;
  • комплекты аттестационных тестов для установления соответствия (конформности) систем, продуктов и сервисов ИТ исходным стандартам и профилям;
  • производственные процессы (бизнес-процессы), подлежащие автоматизации и реинжинирингу;


3.2. Виды профессиональной деятельности

Выпускник дополнительной образовательной программы на дополнительную квалификацию (технолог ИТ) подготовлен к следующим видам деятельности:

  • разработке, созданию и использованию новых ИТ, реализованных в виде систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • разработке стандартов, профилей, открытых спецификаций систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • разработке и применению математических моделей процессов и объектов, математических методов, средств ИТ для решения задач науки, техники, экономики и управления;
  • использованию ИТ в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.

 

4. Принципы разработки стандарта дополнительного образования на дополнительную квалификацию

Анализ задач дополнительного образования на дополнительную квалификацию и квалификационных характеристик к выпускникам программ данного вида обучения показывает, что соответствующая этим требованиям учебная программа должна ориентироваться на комплексную и одновременно профильную подготовку специалистов:

  • обладающих знаниями научно-методических основ, стандартов, методов и средств области ИТ;
  • обладающих базовыми знаниями в объеме, соответствующем рекомендациям СС2001 [8];
  • владеющих навыками использования современных технологий и языков программирования на практике;
  • способных решать сложные научно-технические задачи и осуществлять проекты научно-производственного характера по направлению специализации.

Развивая платформу для дополнительного образования, определим следующие основные принципы построения дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию:

4.1. Учебная программа дополнительного образования на дополнительную квалификацию должна быть ориентирована на подготовку высокопрофессиональных кадров, которые должны хорошо ориентироваться во всем пространстве ИТ, быть подготовленными к созданию, интеграции, сопровождению и использованию сложных систем, продуктов и сервисов ИТ, удовлетворяющих принципам открытых систем -- построенных в соответствии с требованиями международных стандартов.

4.2. В учебной программе должна быть отражена стратегическая роль концепции открытых систем для развития методологии и практики ИТ и, как следствие, роль стандартов и процесса стандартизации ИТ.

4.3. В состав учебной программы должны быть включены лекционные и практические занятия, обеспечивающие слушателям получение базовых профессиональных знаний в объеме, примерно соответствующем объему знаний ядра, представленного с документе СС2001, для подготовки бакалавров. К обязательным базовым курсам должны быть отнесены следующие курсы, содержательно соответствующие аналогичным курсам стандарта бакалавра информационных технологий и составляющие по объему не менее 30% от общего объема часов всей программы:

  • Дискретные структуры (двух семестровый курс с семинарскими занятиями);
  • Основы современных языков программирования (двух семестровый курс, поддержанный практикумом по программированию);
  • Архитектура ЭВМ и основы ОС (семестр);
  • Базы данных (семестр);
  • Компьютерные сети (семестр).

4.4. В состав учебной программы должен входить базовый методологический курс для ИТ-образования -- «Анализ информационных технологий» [9-11], в котором изучаются научно-методические основы и система стандартов ИТ, включая: основные тенденции и концепции развития ИТ, концептуальный базис и эталонные модели важнейших разделов ИТ, организационная структура процесса стандартизации ИТ, аппарат профилирования, таксономия профилей и стандартов, концепция и технология конформности ИТ, используемые для определения стандартов языки и нотации, а также общие аспекты ИТ, такие, как управление, безопасность, интернационализация и др.

4.5. Профессионально-ориентированная часть курсов должна включать как курсы обучения основам современных информационных технологий, так и курсы конкретной специализации. Первые предназначены для получения слушателями фундаментальных знаний по профилирующим разделам ИТ, вторые – по конкретным видам технологий и продуктам.

4.6. Программа должна включать различные виды занятий: обязательные и факультативные лекционные курсы, учебно-практические курсы и лабораторные работы, семинарские занятия (научные и по направлениям специализации), исследовательско-практические разработки (участие в проекте), и пр. Разнообразие видов обучения способствует более гармоничному развитию слушателей.

4.7. В программе важное место отводится проведению, так называемых, учебно-практических курсов, которые включают как разбор теоретических аспектов ИТ, так и выполнение практических (лабораторных) работ с использованием наиболее распространенных ИТ-продуктов.

4.8. В программу может быть включен набор дополнительных лекционных курсов для обеспечения возможности составления гибких индивидуальных учебных планов с учетом интересов и способностей слушателей, индивидуальных установочных целей обучения.

4.9. Важное место в программе отводится исследовательско-прикладным проектам, непосредственно связанным с разработками в области открытых систем, что способствует более глубокому осознанию и пониманию методологических основ ИТ, углубленному изучению стандартов ИТ, практическому освоению современных технологий реализации жизненного цикла систем и сервисов ИТ, развитию профессионального творчества.

4.10. Программа должна характеризоваться основательностью и высоким профессиональным уровнем содержания курсов. Она должна реализовываться опытным профессорско-преподавательским коллективом с участием ведущих ученых, профессоров и специалистов.

4.11. Состав учебных курсов и занятий подобран таким образом, чтобы адекватно отразить в учебной программе следующие критические фазы жизненного цикла систем, продуктов и ИТ-сервисов:

  • проектирование спецификаций функциональности создаваемых технологий с использованием аппарата профилирования, т.е. в виде профилей ИТ;
  • реализация профилей ИТ -- создание систем, продуктов и сервисов ИТ, на основе использования технологий комплексной поддержки жизненного цикла изделий (CALS- и CASE-технологий);
  • тестирование конформности (соответствия) реализаций ИТ исходным профилям и стандартам.

 

5. Стратегия развития программ дополнительного образования

Дополнительное образования на дополнительную квалификацию обеспечивает возможность комплексного обучения ИТ-профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации, позволяя готовить профессионалов-экспертов по конкретным направлениям ИТ. Также немаловажным является то, что данный вид образовательной деятельности реализуется, как правило, без отрыва от основной работы. Такое образование включает два основных сравнимых по объему часов компонента.

Первый обеспечивает общую профессиональную подготовку и включает как базовые курсы учебной программы (дискретные структуры, введение в программирование, основы ОС и баз данных и др.), так и специальные курсы по важнейшим разделам ИТ. Этот компонент предназначен для того, чтобы дать слушателям необходимое базовое образование (с учетом рекомендаций СС2001), а также фундаментальные знания по важнейшим направлениям ИТ. Эта часть программы дополнительного образования может называться академической, так как оптимально она должна даваться в традиционной университетской среде.

Второй компонент предназначен для акцентированной профильной подготовки по конкретному направлению специализации. Он предназначен, как для конкретизации знаний по конкретным технологиями, так и получения необходимых навыков и умений для профессионального использования этих технологий на практике. С такой задачей лучше всего справляются специализированные учебные курсы, разработанные фирмами-производителями программных технологий и продуктов и реализуемые в специализированных индустриальных учебных центрах.

Поэтому наиболее оптимальным подходом к развитию рассматриваемой формы дополнительного образования является интеграция усилий учреждений высшей школы с индустриальными специализированными учебными центрами для разработки и реализации на практике совместных учебных программ дополнительного образования.

Такая форма развития дополнительного профессионального образования обладает рядом достоинств, обеспечивая:

  • фундаментальность академического профессионального обучения , реализуемого силами опытного профессорско-преподавательского состава вузов;
  • эффективность практического освоения современных технологий на базе специализированных тренинговых учебных центров, высокий уровень соответствующих учебно-методических материалов;
  • актуальность и непосредственную целевую применимость результатов обучения;
  • использование совместных ресурсов вузов и учебных центров для разработки и издания соответствующих учебно-методических материалов, а также создание совместной учебно-технологической базы (классов, центра) для поддержки учебного процесса;
  • возможность проведения совместных исследовательских и экспериментальных работ, направленных на разработку и апробирование новых образовательных технологий в области профессионального образования;
  • соответствие учебных процессов, реализуемых в рамках совместной деятельности, как требованиям государственных образовательных стандартов, так и современным индустриальным требованиям к профессиональным кадрам по направлению специализации;
  • использование ресурсов образовательного менеджмента индустриальных учебных центров для продвижения совместных учебных программ на рынке услуг дополнительного профессионального образования;
  •  получение выпускниками программ дополнительного образования (в случае их успешного выполнения) как диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации, так и сертификатов, в том числе международных, отражающих уровень владения технологиями, изучаемыми по программе профилированной подготовки (в случае успешной сдачи сертификационных экзаменов).

Примером таких дуальных программ могут служить программы подготовки технологов ИТ по направлениям дополнительного образования «Системное администрирование» и «Безопасность ИТ», разработанные совместно лабораторией открытых информационных технологий ВМК МГУ им. Ломоносова и Учебным центром «Сетевая академия» (ЛАНИТ).


6. Заключение

В рассмотренном материале предложены принципы разработки программ профессионального дополнительного образования на дополнительную квалификацию. Для данной квалификации предложено наименование – «технолог ИТ», предложен подход к подготовке востребованных в индустрии и бизнесе специалистов по конкретным ИТ-направлениям, основанный на совместной разработке и реализации учреждениями высшей школы и индустриальными специализированными учебными центрами дуальных учебных программ дополнительного образования.


Литература

  1. Владимир Сухомлин. «Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ», Открытые системы. 2002, №3, стр. 73-78.
  2. Владимир А. Сухомлин, Владимир В. Сухомлин. «Концепция нового образовательного направления», Открытые системы. 2003, №2, 31-34.
  3. Владимир А. Сухомлин. «Как улучшить ИТ-образование», Открытые системы. 2003, №2, 55-58.
  4. Сухомлин В.А. “Высшая компьютерная школа”. Система подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. М, Диалог МГУ, 1999, 104с. /учебно-методическое пособие/, http://hcs.cmc.msu.ru.
  5. Сухомлин В.А., проф. “Высшая компьютерная школа МГУ. Первое десятилетие”. Сб. трудов «Теоретические и прикладные проблемы информационных технологий», научной конференции, посвященной 250-летию МГУ и 10-летиюВКШ, МГУ, М.2001”, стр. 3-12.
  6. Сухомлин В.А. “Концепция и методика подготовки специалистов повышенной квалификации в области информационных технологий”. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Интеграция науки и Высшего образования России. Ч.2. 2001, стр. 119-124.
  7. Методические рекомендации и основные требования к проведению экспертиз документов, представляемых для лицензирования дополнительной квалификации профессиональной подготовки. Приказ от 06.09.2000 г. № 2571: «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
  8. Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
  9. Сухомлин В.А. “«Анализ ИТ» - базовая дисциплина для программ профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий”, Сб. трудов «Теоретические и прикладные проблемы информационных технологий», научной конференции, посвященной 250-летию МГУ и 10-летию ВКШ, МГУ, М.2001”, cтр. 223-232.
  10. Сухомлин В.А. «Введение в анализ информационных технологий». М: “Горячая линия - Телеком”, 2003, 457 с.
  11. Сухомлин В.А. Магистерское обучение по направлению специализации “Информационные технологии и менеджмент”. М., Диалог МГУ, 1999, 32с. /учебно-методическое пособие/, http://master.cmc.msu.ru.

 

Об авторе: профессор ВМК МГУ им. Ломоносова (www.sukhomlin.ru).

Работа посвящена сетевому программисту и журналисту В.В. Сухомлину, на протяжении ряда лет помогавшему автору в развитии дополнительного ИТ-образования.

Автор выражает благодарность Еремину С.В. (Учебный центр «Сетевая Академия» ЛАНИТ) и Парчевской Л.Н. за поддержку предложенного подхода на практике.